Не в деньгах счастье! Бизнесмены на пути духовного развития

Не в деньгах счастье! Бизнесмены на пути духовного развития

21.04.2011 Личностный рост Мужчинам Финансы и успех

Наивно предполагать, что огромные бизнес-империи являются плодами исключительно холодного расчета и рождены из бездушных бизнес-планов, таблиц и графиков, хотя многие так и думают. Человеческий разум, при всей его мощности, не способен дать и сотой доли такой мудрости и вдохновения, как сердце. В каждом из нас скрыта глубокая сила предчувствия, интуиции, которую при желании можно сделать своим главным партнером в бизнесе.

Алекс Бертран Громов

Так уж устроен человек, что его душа (частица энергии, или Бога) заключена в материальном теле. Эти два полюса и создают личность, которая осуществляет трудный выбор – чему отдать предпочтение в своих исканиях: жажде познания и развития или стремлению к материальным благам. Многие эзотерические и духовные системы отказ от всех материальных потребностей считали чуть ли не главным условием для достижения просветления. Йоги проводили десятилетия в уединенных пещерах, христианские подвижники замуровывали себя в аскетичных кельях…

Но сегодня многое изменилось: сокрытые знания, подробные описания духовных практик, древние книги – все это стало достоянием общественности. Эзотерики связывают эту информационную революцию с приходом Эры Водолея, одной из примет которой является возможность духовного развития для всех жителей планеты. Но большинство современных людей, имеющих семью и работу, просто не могут позволить себе бросить все и удалиться в монастырь, питаясь лишь пищей духовной. А это значит, что продвигаться по духовному пути придется, как говорится, «без отрыва от производства».

Потерянное поколение

Деньги, деньги, деньги… Они складываются в горы, но порой владеющий ими человек, подобно «скупому рыцарю», теряет вкус к жизни, фигурально или прямом смысле пересчитывая свои сокровища и не умея замечать что-либо, кроме них.

Но даже будучи мультимиллиардером, можно ли купить мир по своему вкусу, счастье, радость, настоящую любовь... Деньги дают человеку неограниченные возможности, как говориться, «брать от жизни все». Но счастливым человек становится лишь тогда, когда ему есть что отдать.

 «Зрелый человек – это такой человек, который полностью изменил свой способ бытия. Теперь он готов давать. Очень редко можно встретить зрелого человека; обычно все только просят и просят, все - только рты».

Ошо. «Революция. Беседы по песням Кабира»

Именно с этой проблемой столкнулись многие из тех, кто сумел заработать в лихие 90-е – деньги стали всенародным фетишем, погоня за ними становилась смыслом жизни. Когда же банковские счета наполнились, бизнесмены обнаружили, что душа все равно пуста. А так как привычка брать, иногда силой, осталась, то и в духовных сферах они остались «просящими ртами» - потерянным поколением… Поэтому толпа любопытствующих, ринувшаяся на Восток, в Китай и Индию, по большей мере состояла именно из таких людей, падких на экзотику, но при этом не готовых к понимаю смысла происходящего.

Внутреннее путешествие вглубь себя было заменено внешними атрибутами, различными сувенирами, размещенными в квартирах и на дачах, бесконечными разговорами о высоком. Это поколение и потребляет маскультовские товары, будь то уродливые статуэтки или брошюры «Йога за 90 минут». Они могут годами тусоваться на Гоа, стимулируя духовные поиски различными психоделиками, но в результате рискуют потерять и себя, и свои деньги.

Для того чтобы определить, что перед вами именно такой субъект, достаточно его выслушать — он способен говорить только о себе, и о своих проблемах и совершенно не замечает окружающих.

Up&Daun

Но все же большинство понимает – чтобы духовно расти, нужно научиться отдавать. А для этого необходимо что-то взрастить в себе. И для начала необходимо поверить в себя, а не в свои деньги, звания и узкопрофессиональные возможности.

В последнее время на Западе и в России стало распространяться такое явление как дауншифтинг – смена высокооплачиваемой работы (или управления личным бизнесом) на менее интенсивную, но оставляющую больше свободного времени. Порой это – сознательный спуск по карьерной лестнице вниз, а иногда – переход к более радикальному этапу – апшифтингу, т.е. движению, направленному на личностный рост, как правило, связанному с отказом от прошлой жизни.

Люди отправляются жить в ашрамы, в предгорья Гималаев, на тропические острова или на украинское побережье Черного моря, в Сибирь… Да хоть в дальнее Подмосковье! Именно так поступил один из отцов-основателей российской биржи Герман Стерлигов, который однажды забросил все и уехал за 160 км от Москвы, в глубь Можайского района, где на маленькой ферме принялся выращивать скот и птицу…

При этом он занимается еще и выпуском факсимильных переизданий памятников славянской книжной культуры – отнюдь не ради дохода (книги распространяются бесплатно), но для того, чтобы дети и взрослые могли приобщиться к старославянскому языку и увидеть великие книги не в музейной витрине, а в домашней библиотеке.

На вопрос, что побудило его обратиться к изданию древних Евангелий, Герман Стерлигов отвечает так: «Прежде всего, желание, чтобы наши собственные дети воспитывались не на лживой современной беллетристике, а на самых чистых источниках, духовных книгах, летописях. Чем лучше иллюстрирована книга, тем легче её читать, поэтому для царских детей создавались настоящие шедевры книжного дела. А мы теперь хотим, чтобы книги, предназначенные когда-то для царевичей, могли читать все дети».

В российском интернете (в основном - в «Живом Журнале») уже существует несколько сообществ людей, которые отказались (или собираются это сделать) от трудного подъема по карьерной лестнице в пользу более спокойного (не всегда правильно говорить - духовного) существования.

Откуда же берутся «идущие вниз», нарушая всеобщий кадровый тренд «к вершинам»? Анализируя выставленные в сети на всеобщее обозрение личные истории дауншифтеров, можно сделать вывод, что большинство из них - так называемые «самоделки» (или, пользуясь западной терминологией, self-made men), т.е. люди, поднявшиеся «из низов» благодаря своим талантам и работоспособности. Многие из них работали в крупных корпорациях или в молодых, динамично развивающихся компаниях, ведущих активное завоевание своей доли рынка товаров или услуг. Дауншифтеры исполнили мечту детства – добились богатства и успеха. Но когда вместе с деньгами не пришло счастье, пришлось задать себе вопрос: «А правильную ли дорогу я выбрал?»

«Опасный» возраст

Когда же происходит этот «соскок» с «карьерной иглы»? По словам психологов, существует два опасных периода для карьериста. Они совпадают с возрастными кризисами. Первый приходится на 30-35 лет – «возраст Христа» - время, когда человек подводит первые итоги своей самостоятельной жизни, корректирует мировоззрение.

Достигшие определенного финансового успеха топ-менеджеры и успешные управленцы начинают заново открывать для себя мир, в том числе искусство и духовность. Большинство из них стажировались за границей, и, отправляясь в командировки и отпуска, повидали мир, в том числе романтичный Восток. Многие из тридцатилетних приобретают различные хобби, начинают коллекционировать всевозможные предметы, писать романы и стихи и интересоваться религиями (в первую очередь - восточными, привлекающими своей экзотикой), но для большинства это увлечение сродни любопытству ребенка, тянущегося за очередной игрушкой.

Кроме того, в тридцать свою жизнь готовы поменять еще и те, кого постигли неудачи в бизнесе и карьере. И этот шаг становится попыткой переосмыслить опыт и выработать новую стратегию жизни.

Второй «опасный» карьерный период приходится на 40-45 лет, причем среди «уходящих вниз» становится все больше мужчин. В чем же дело? К этому возрасту большинство успешных людей достигли вершин карьерного роста, «посадили дерево, построили дом и вырастили ребенка». Программа обычной судьбы завершена, но впереди еще годы и годы жизни. Выход из этого тупика в том, чтобы переориентировать внешний рост на внутренний и в жизненных приоритетах выдвинуть на первый план нематериальные ценности.

Британский национальный центр социальных исследований провел опрос руководителей компаний, в ходе которого выяснилось, что 65% первых лиц считают чрезвычайно важным баланс между работой и личной жизнью. По данным австралийского института социологии, за последние десять лет свои взгляды на карьеру пересмотрели 23% местных работников в возрасте от30 до 59 лет.

По словам бизнес-психолога Сергея Игольникова, схема расстановки приоритетов дауншифтеров закладывается еще в детстве: «Вспомните сказки о бесконечных побегах из «золотой клетки», о принцессах, находящих семейное счастье с трубочистами, и королях, у которых есть все, кроме счастья». А в древнеиндийской культуре уход от дел вообще считался естественным. В индуизме в жизни каждого мужчины высшей касты после завершения семейного периода наступал этап удаления от мирских дел и соблазнов. Яркий пример - отречение и отшельничество правителя империи Мауриев Ашоки Великого.

В деревню, в глушь…

Однако далеко не все готовы к столь радикальным переменам, и среди компромиссных вариантов сочетания бизнеса и реальной духовности можно отметить такое направление временного бегства из корпоративного рабства как агротуризм. Возвращаясь к истокам цивилизованной жизни, люди на время отпуска становятся хозяевами настоящей сельской фермы (не считая современных удобств, напоминающую средневековую) во Франции, Италии, Испании. Это не только другой, более естественный ритм жизни, но и здоровый образ жизни – как в отношении пищи, так и необходимых для организма физических нагрузок и общения с животными. Европейские ученые провели обследования нескольких групп, посвятивших отпуск агротуризму, и отметили улучшение психологического состояния, позитивное настроение и более чуткое отношение к членам семьи, сослуживцам и знакомым…

В наше время такая «демо-версия» естественного бытия порой приводит прежних поклонников роскоши и комфорта к духовности, причем истинной, а не показушной. Люди уходят из городов, в частности в различные общины, существующие как в Индии, так и Европе и Америке.

Кстати, Махатма Ганди, проповедовавший тактику ненасильственной борьбы «сатьяграха» (яз. Гуджарати - «сила в истине»), которую используют по сей день (пример: участники «Гринпис», приковывающие себя цепью) будущее мира видел именно в сельских общинах. Вслед за ним переустраивать жизнь уехали многие члены всеиндийского движения добровольцев (агрономы, врачи, учителя, инженеры): люди вне кастовых барьеров, объединившиеся в ашрамах-поселениях, самостоятельно обеспечивали себя растительной пищей (вегетарианство) и домотканой одеждой.

Творить благо

Произошедшие тем или иным образом духовные изменения неизбежно влияют на дело, которым занят человек. Духовность начинает служить бизнесу, а бизнес – духовности. Владельцы тренинговых компаний, центров йоги и даже издательств, выпускающих некоммерческую культурологическую литературу, например, Михаил Васин ("Энигма») и Константин Кравчук («Ганга») стараются выразить свое мировоззрение через деятельность компании.

«Ганга – священная река в Индии, - объясняет смысл названия своего издательства Константин. - В индуистской мифологии, на земле она называется Ганга, на небесах – Мандакини, а в аду – Бхагавати. Таким образом, она символизирует саму жизнь, протекающую через всевозможные состояния, – изменчивую, принимающую различные облики». Цель нашего издательства – представить то живое, что есть в духовных традициях мира, во всём их разнообразии, мудрость жизни, актуальную во все времена».

По словам Евгения Маршинского, создателя культурного центра и магазина «Белые облака», найти грань между чистым бизнесом и духовными поисками весьма непросто: «У нас нестандартный бизнес: если уйдем в чистую коммерцию, то все рухнет. Если уйдем в другую сторону – произойдет то же самое. Значит, нужна золотая середина. Мы постарались выстроить в нашем сегменте такую систему, чтобы пропагандировать  развитие человека, поиск Бога, поиск себя, правильный образ жизни, здоровье - мысленное, эмоциональное, нравственное». 

Некоторые бизнесмены, чей бизнес трудно напрямую сочетать с делами духовными, находят выход в бескорыстной помощи другим людям. Кацуо Инамори, миллиардер и основатель корпорации Kyocera, приводит в книге под знаковым названием «Как поставить счастливую пьесу под названием «Своя жизнь» одну замечательную историю: «В сентябре 1997 г. я прошел обряд посвящения…

Холодными осенними днями я с обритой головой в легком одеянии из хлопка, соломенной шляпе и сандалиях ходил от дома к дому и просил подаяние. Однажды вечером, проходя через парк, мы встретили пожилую женщину в рабочей одежде, подметавшую листья. Приблизившись, она привычным движением опустила в мой мешочек для подаяния деньги. В это мгновение я испытал такое эмоциональное потрясение, какого со мной еще не случалось в жизни.

Меня затопило неописуемое переживание счастья… Ее сердечный поступок показал мне, что такое подлинная щедрость души и настоящая благотворительность.

Разные люди могут трактовать благотворительность по-разному. Я же, рискуя показаться старомодным, скажу так: благотворительность – это исполненное милосердия служение миру и людям. Благо-творение  - вот чем должна быть вся наша жизнь…»

Основатель компании Microsoft Билл Гейтс и генеральный директор инвестиционно-финансового холдинга The Berkshire Hathaway Уоррен Баффет возглавили благотворительную компанию «Обет дарения», причем участники ее вправе передать свои средства на благотворительность сразу или внести соответствующий пункт в завещание.

 Российские миллиардеры тоже постепенно перенимают такую точку зрения. Основатель компании «Вымпелком» Дмитрий Зимин в 2001 году оставил пост генерального директора компании и стал ее почетным президентом. Он основал фонд «Династия» и утверждает, что «большинство успешных бизнесменов, когда по тем или иным причинам им приходится уходить из бизнеса, большую часть своего заработанного состояния передают в благотворительность. Это обычный стандартный путь, и это совершенно естественно».

Но не стоит забывать, что «благими намерениями вымощена дорога в ад» - если вы собираетесь бросить все и уехать навсегда далеко-далеко либо отписать большую часть состояния нуждающимся – это должен быть осознанный выбор, а не сиюминутный каприз или желание поразить друзей и знакомых.

Кроме того, истинное желание сделать доброе дело идет от потребности отдать, а не получить, например, хорошую репутацию, способствующую увеличению продаж. Тем более что, по мнению Джимми Армстронга, основателя и креативного директора коммутационной фирмы Good for Business, специализирующейся на вопросах социальной ответственности, многие компании, пытающиеся имитировать свою благотворительную деятельность в надежде на получение дополнительной прибыли, лишь разочаровывают своих клиентов.

Не будем оставлять надежду, тем более что к этому есть все предпосылки, что со временем мировой и российский бизнес значительно повысит свой уровень духовности и будет вызывать у обывателей не раздражение и зависть, а желание быть похожим на успешных, талантливых и мудрых бизнесменов

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

«Ваше суперэго нужно постоянно подпитывать, чтобы  оно продолжало развиваться. Именно оно должно постоянно стремится строить продуктивную жизнь, в которой будет все, что важно для вас, - это необязательно должны быть деньги»

Дональд Трамп. «Формула успеха»

 

«Вас запомнят не потому, что вы заработали много денег. Никого не интересует, будете вы умирать с миллиардами долларов на банковском счету или с двадцатью долларами под подушкой. Это не показатель достижений вашей жизни. Важно, сделали ли вы что-то особенное в этой жизни, смогли ли вы изменить жизнь этих людей к лучшему».

Ричард Брэнсон. «Обнаженный бизнес»

 

«В настоящий момент я делаю все возможное для того, чтобы помочь защитить будущее нашей планеты. Делает ли это меня успешным? В первую очередь, это делает меня счастливым».

Ричард Брэнсон. «Обнаженный бизнес»

 

 

 «А ты представляешь себе, сколько жизней каждому из нас понадобилось, чтобы только осознать: пропитание, и грызня, и власть в Стае – это далеко не все?»

Ричард Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

 

 

 

Другие статьи направления

Обсудить на форуме

симулятор перегрузок