С танцем по жизни

С танцем по жизни

23.09.2011 Танцы

Танцевальную импровизацию придумали отнюдь не взрослые – взрослые лишь нашли подходящий термин для танца, созданного детьми. Те, кто совсем недавно встал на ноги, очень чутко реагируют на музыкальные ритмы.

Гармонично развивающиеся дети в 2–4 года еще не скованы социализацией. Они танцуют свободно, как дышат. Однако случается так, что родители стремятся прекратить «неподконтрольные высказывания тела». Убеждают ребенка не кривляться, вести себя прилично. И постепенно ребенок внимает этим убеждениям. В дальнейшем такое послушание может вылиться в трудности при общении, в неумение держать себя свободно, раскованно — не только на танцполе, но и в жизни.

Танец, общение, психология — на этом любопытном стыке сегодня работают многие тренинги, цель которых — помочь людям преодолеть собственную скованность, замкнутость, невысказанность. Одна из главных задач танцетерапии — обучить человека уникальной азбуке, на которой тело пишет ему свои послания. Чтобы он мог не только понимать их — но и отвечать. Ведь, если вы не будете танцевать свой собственный танец, то кто его тогда станцует? Именно этот риторический вопрос перед началом занятий непременно задает Александр Гиршон — психолог, хореограф, ведущий и автор тренингов по интегративной танцевально-двигательной терапии «Жить танцуя». Движения на тренинге танцевально-двигательной терапии больше похожи на пластический театр, чем на танец.

Праздным зрителям происходящее становится понятно не сразу. Прежде всего, потому, что процесс танцевальной импровизации далеко не сценичен, более того — он и не рассчитан на вкусы зрителей так, как бальные или даже этнические танцы.

Одну из форм свободного танца, где импровизация строится вокруг точки контакта с партнером, так и называют — контактной импровизацией. Поклонники этого танцевального жанра утверждают, что бальные, эстрадные композиции — как написанная и наизусть заученная речь. Сами по себе эти движения и приемы, может быть и хороши и интересны, но, повторяясь во многих телах и постановках, обессмысливаются и обесцениваются.

В первую очередь на тренинге учат технике релаксации и осознания тела, более тонкому восприятию внутренних сигналов, импульсов движения. Учат чувствовать партнера, а также пространство и время, ведь именно все эти слагаемые рождают танцевальную композицию. Считается, что труднее всего импровизировать движения головой, плечами и ногами, то есть теми частями тела, которые соответствуют двум противоположным ярусам — верху и низу, небу и земле. Александр Гиршон отмечает, что для большинства людей основная зона движения и танца — это средний ярус: корпус, руки и их движения ниже уровня плеч. Все движения, производимые в танце в этом ярусе, связаны с формированием наших социальных контактов и социального статуса. А вот выразить свою индивидуальность подчас значительно сложнее…

Отпустив себя в море свободного, стихийного движения, можно сделать и следующий шаг — импровизировать в контакте с другими людьми. Так можно «отыгрывать» многие виды взаимодействия: мужчина и женщина, отец и ребенок, начальник и подчиненный. Контактная импровизация — это следующая, более сложная ступень импровизационного творчества, она требует одновременного осознания своего тела и тела партнёра. Два человека двигаются вместе, в соприкосновении, поддерживая спонтанный телесный, физический диалог через кинестетические чувственные сигналы распределения веса и инерции.

Роли могут меняться. Только что ты вел, и вот уже ведут тебя. Только что было напряжение, конфликт — и вот он сгладился. Танец — это напоминание и уму и телу той очевидной истины, что отношения постоянно меняются. Напоминание о том, что ты — «подвижный в подвижной среде».

Ритмы тинэйджеров

Приоритеты в танце во многом зависят от возраста. Подросткам, например, как правило, недосуг задумываться о своем внутреннем мире, но и они хотят выразить свою индивидуальность и вместе с тем быть частью «команды», быть со сверстниками, быть, как они, быть лучше, чем они. И здесь им на помощь приходят танцы, называемые уличными и клубными. Хип-хоп и «Тектоник», «Си-Вок» и «Драм-н-бэйс», «Джампстайл», «Гоу-Гоу», «Хаус», «Контемп» — названий и стилей можно насчитать множество. И почти все они, от экспрессивного, экстремального и технически сложного брейк-данса до бунтарского хип-хопа, выражают главное стремление подростка: сделать так, чтобы его заметили, показать, что он не один, что он готов меняться — и менять этот мир.

Движения в уличных танцах резки и отчетливы, танцевальные композиции рассчитаны на группу от трех человек до бесконечности, сколько выдержит танцпол. Свобода — вот главный рефрен этих танцев. Свобода движений, свобода стилей — они подчиняются лишь желаниям вашего тела, они рассказывают о том, что чувствует танцующий, к чему стремится, о чем мечтает.

«Раз, два, три, поворот, рука, поддержка. Больше огня!» — скандирует своей группе R&B Екатерина Орлова, она же Kiana. В танцевальной среде ее называют «человеком-зажигалкой», она, как немногие, умеет не только «зажигать» на танцполе, но и пробуждать этот огонь в других. Ученики, выходящие с ее занятий, слегка шатаются, но глаза у них горят, они счастливы, они готовы и дальше танцевать свой танец — танец свободы и самодостаточности, танец юности.

Другие статьи направления

Обсудить на форуме

симулятор перегрузок