Когда все сроки относительны

Когда все сроки относительны

22.12.2011 Психология

Что такое успех и как он приходит к людям? Кому-то он выпадает рано и практически даром — судьба вроде бы не требует в уплату за него ни приложения титанических усилий, ни проявленного терпения и целеустремленности. Но окажется ли он прочным и долговременным? Ведь вполне может получиться так, что к моменту зрелости бывшему любимцу фортуны останется лишь с тоской вспоминать свой давно минувший звездный час.

«Плоды, созревающие осенью, хранятся дольше всех», — любил повторять прославленный голландский натуралист, изобретатель микроскопа и первооткрыватель микробов Антоний ван Левенгук. Его собственная жизнь почти до 50 лет была, на первый взгляд, размеренной и ничем не примечательной жизнью торговца мануфактурой, получившего поверхностное образование, не знавшего ни слова на латыни — официальном языке ученых XVII века, — но почему-то твердо уверенного, что изготовление линз высокого качества позволит узнать об окружающем мире нечто чрезвычайно важное.

Левенгук вставлял изготовленные им великолепные линзы в оправы из драгоценных металлов, превращая их из отдельных увеличительных стекол в настоящий научный прибор, тайну устройства которого он хранил ничуть не менее ревностно, чем алхимики берегли свои секреты. Он рассматривал сквозь этот первый в мире микроскоп пчелиные жала, мясные волокна — и буквально все, что попадалось под руку. Однажды в капле воды исследователь разглядел невероятное зрелище: «В дождевой воде маленькие животные. Они плавают!.. Они в тысячу раз меньше любого существа, которое мы можем видеть простым глазом…»

…Английское королевское общество, объединявшее самых именитых и передовых ученых того времени, получив безыскусное описание этого открытия, прислало скромному голландскому лавочнику, которого долгое время соседи и даже его собственная семья считали просто оригиналом-чудаком, роскошный членский диплом в серебряной шкатулке. Специально ради того, чтобы посетить дом Левенгука и заглянуть сквозь линзы микроскопа в таинственный мир крошечных существ, в маленький город Дельфт приезжали и королева Англии, и русский царь Петр I. Упорство натуралиста-самоучки было вознаграждено сторицей.

За сто лет до того судьба вознаградила за упорство и Генриха Бурбона, который появился на свет наследником маленького королевства Наварра, а ушел из жизни королем объединенной им великой Франции. Его путь к престолу был долог и тернист, щедр на неожиданные повороты и гибельные опасности (достаточно вспомнить хотя бы Варфоломеевскую ночь, в которую он уцелел чудом). Но этот ловкий политик и мудрый государь, основавший новую династию, уникален не только тем, что прекратил во Франции религиозные войны. Он был единственным из французских властителей, кого любил и по кому искренне горевал простой народ: «le bon roi Henri» — «добрым королем Анри» называли его.

Много лет спустя даже вольнодумец Вольтер посвятил Генриху IV восторженную эпическую поэму «Генриада». А создатель классификации растений Карл Линней в 1753 году назвал в честь «доброго короля Анри» одну из лекарственных трав.

И сколь плачевной оказалась судьба его потомка, короля Людовика XVI, и королевы Марии-Антуанетты, с самого рождения осыпанных счастливыми дарами судьбы, среди которых не было только одного: умения разумно распорядиться своим блистательным наследством и думать о благе других.

С тех пор миновали века, но судьба по-прежнему испытывает людей на прочность — через горнило славы. Поэтесса Ника Турбина прославилась в детстве — ей было девять лет, когда вышла ее первая книга, а через год юное дарование получило главный приз поэтического фестиваля, проходившего в рамках Венецианского биеннале. Но через десять лет широкая известность поэтессы осталась в прошлом, ее жизнь сложилась трагически. А для блистательного актера Иннокентия Смоктуновского театральная слава началась, когда ему было за тридцать, кинематографическая пришла еще позже, — но зато до последних дней он оставался любимцем публики.

Дневник радости, или счастье на бобах

Современному человеку бывает важно уметь зафиксировать достигнутые им итоги. Известный современный социальный педагог Иоханнес Хервиг Лемпп (Германия) в своих трудах неоднократно подчеркивает, что анализ собственной деятельности на предмет успехов и достижений чрезвычайно полезен. И достижения совсем не обязательно должны представлять собой эпохальные свершения, которых у большинства людей наберется считанное число за всю жизнь.

«Вспомните одну из ситуаций последней рабочей недели, в которой вы были довольны собой, о которой вы подумали: «Это у меня получилось». Это должно быть не что-либо глобальное, а скорее несущественное, может быть, не бросающееся сразу в глаза, но сейчас это пришло вам на ум первым… При этом центр внимания смещается с ошибок и неудач на позитивные моменты. Это значит, мы ценим себя, свои успехи, мы хорошо себя чувствуем и мотивируем, вдохновляя себя на дальнейшую работу», — пишет Хервиг Лемпп.

И ведь не только к работе можно применить это правило, а ко всему течению жизни.

Часто можно встретить рекомендации вести дневник своих достижений. Метод правильный, но дневник как таковой часто бесполезен — в моменты, когда вам кажется, что весь мир против вас и у вас никогда ничего не получится, мало пользы от попыток перечитать собственные каракули, да еще и сдобренные ушедшими эмоциями. Дневник должен быть простым для восприятия – как оригинальный коллаж, красочное панно (превращая страницу домашнего альбома в подобное произведение, вы сможете записать себе в актив еще и удачный дизайн) или незатейливый, но приятный, далекий от мрачных артхаусных изысков фильм.

Некоторые продвинутые психологи советуют превращать каждую задачу в график, обозначив достижение десяткой, и, разбив путь к ней на небольшие этапы, отмечать воплощение в жизнь каждого из них булавкой. Или магнитной фишкой, если ваш график красуется на холодильнике. Зримо и наглядно.

А уже упоминавшийся Хервиг Лемпп любит вдохновлять своих сотрудников и подопечных притчей об аристократе, который был, судя по всему, не только родовит, но и мудр. Каждое утро благородный джентльмен клал в правый карман пригоршню бобов. И всякий раз, когда в течение дня с ним происходило что-то хорошее, он перекладывал один боб в левый карман, отмечая таким образом «каждую добрую мелочь, пустяк, который он переживал в течение дня, например, радостный шум на улице, смех своей

жены, хороший обед, дорогую сигару, тенистое местечко в полуденной жаре, стакан доброго вина…». А вечером он вынимал накопившиеся за день бобы из левого кармана и заново вспоминал, сколько хорошего принес ему прошедший день. Заодно и память тренировал… Он прожил долгую и счастливую жизнь, в которой не оказалось места ни для депрессии, ни для старческого слабоумия.

Остановись, оглядись, насладись!

Философское отношение к жизни и представление о том, чему учили великие мудрецы, тоже может помочь в достижении душевной зрелости. Идея о бесконечной Вселенной, заведомо заключенной в душе каждого человека, не важно, кто он, оказывается целебным бальзамом для душевных ран, доселе растравлявшихся мыслями о собственной никчемности — потому что на данный момент не академик и не герой. Так, оказывается, и не обязательно ими быть… Слово «бездельник» у нас обычно было ругательством. Восток подарил нам мысль о том, что иногда праздностью можно наслаждаться. И это один из признаков зрелого мышления.

О свершениях и неудачах и о том как правильно к ним относиться, пишет в своей книге «Счастье» один из ярчайших писателей современной Франции Филипп Делерм. С писателями понятно, для них первейшая составляющая счастья — чтобы издавали, переиздавали и продолжали в том же духе. А вот если нет… С этой беды и начинает Делерм свое «Счастье». Неужели, дескать, «автора-певца предпочли мне, потому что он знаменитый»? Ну да, именно поэтому, а еще потому, что пишет непристойности. Конечно, с рукописью, где нет ничего сверхъестественно гадкого и чудовищно скандального, зато есть изящные эссе обо всем на свете — в том числе о безмятежности кота, спящего на новом пуловере писателя, — неминуемо придется побегать по издательствам, выслушивая отказы разной степени вежливости. А кот спит себе на уютной шерстяной вещи. Или на листах недописанной рукописи. Коту — счастье, а то, что он, «рыжий холм», мешает творческой работе, дело десятое. Кажется, у кота можно поучиться прямо сейчас… А там, глядишь, и издавать начнут.

Жизнь по чужому лекалу

В этой притче справедливо уделяется особое внимание простым жизненным радостям, доступным каждому человеку. Ведь обычно в качестве результата, достойного внимания, принимается не просто нечто выдающееся, но еще и соответствующее актуальным в данный момент «стандартам качества». Во все времена существуют некие клише успеха, навязываемые нам через общественное мнение и средства массовой информации. Подобные критерии связаны в подавляющем большинстве с материальной стороной жизни. Это наблюдается сейчас — и то же самое происходило сто лет назад. С одной стороны, эти стандарты просты и понятны — всякий нормальный человек согласится, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.

С другой — руководствуясь исключительно чужими стандартами, и собственным достижениям не очень-то порадуешься. Не могут же все до единого люди на Земле быть миллиардерами, кинозвездами и поп-идолами! Поэтому выстраивание собственной шкалы ценностей играет чрезвычайно важную роль. Ваши итоги должны быть именно вашими. И их оценка — тоже ваше дело. Поскольку признание со стороны других людей, как единственный критерий значимости ваших достижений, с большой вероятностью обрекает вас на прозябание в пучине «неудачничества». Люди, готовые честно оценить чужой успех, даже среди друзей, близких родственников попадаются отнюдь не часто.

Жажда самоутверждения — страшная сила. И тот, кто принижает чужие заслуги, тем самым добавляет себе самому ложное ощущение собственной значимости. Даже в том случае, если окружающие живут в той же системе ценностей, что и вы, далеко не каждый способен выразить необходимое вам одобрение — такое умение само по себе достижение. А если ваша жизнь не соответствует своду стереотипов, существующих в сознании посторонних, шансов на объективную оценку, тем более, нет никаких.

При всем том будет не лишним помнить и поучительную историю, которую продемонстрировал в одной из своих новелл блестящий мастер литературно-жизненных парадоксов О. Генри. Некий миллионер (сто лет назад настоящий миллионер стоил гораздо дороже, чем иной миллиардер сейчас) не получал и тени радости от своих благотворительных затей. Но выводов не сделал и твердо решил осчастливить уже не какой-нибудь университет или философское общество, а обычного человека. Увидев парня, рывшегося

в кипах потрепанных томов на книжном развале, богач немедленно предложил ему: мол, бросай всё, я тебя отправлю учиться в лучший университет Америки, потом стажироваться в Европу… Восторга предложение почему-то не вызвало.

«У Джеймса Тэрнера было свое представление о счастье — совершенно так же, как у вас или у меня. По-вашему, нет ничего лучше, как носиться по свету на яхте или в автомобиле и выряться дукатами в разные заморские диковинки, — язвит О. Генри. — А я люблю посидеть в сумерках с трубочкой и поглядеть, как засыпают прерии…».

Проводя весь рабочий день на ногах, герой новеллы по вечерам мечтал только об одном — поскорее добраться до своей комнатушки «на пятом этаже окнами во двор» и растянуться на кровати с книжкой. Всем другим сочинениям он предпочитал «морские небылицы Кларка Рэссела». Именно творения любимого автора он и разыскивал в тот вечер на лотке книготорговца, изнемогая от боли в ступнях и грезя о скором отдыхе.

В итоге, подравшись с назойливым благодетелем и угодив за это в полицейский участок, Тэрнер чувствует себя абсолютно счастливым, поскольку в камере есть койка, а вдобавок нашелся и кем-то забытый потрепанный томик тех самых «морских небылиц» в бумажной обложке.

Герой рассказа упустил свой шанс? Понятно, что упустил… Причем по той же самой причине, по которой потенциальный меценат получил от объекта заботы удар в челюсть вместо горячей благодарности. И хотя только в рассказах О. Генри миллионеры ходят по улицам в поисках, кого бы осчастливить, — сказка, как говорится, ложь, да в ней намек. Если ваши свершения упорно не приносят радости, подумайте, в правильном ли направлении вы идете.

А если вместо желанного результата жизнь преподносит вам другое достижение, присмотритесь к нему внимательно. Возможно, это не крушение прежних планов, а по-настоящему крупный приз, которым вы сможете с полным правом гордиться. Нужно только не пройти мимо. И тогда для вас, как для героя другой новеллы О. Генри, независимо от паспортного возраста, наступит «самая настоящая весна».

 

Другие статьи направления

Обсудить на форуме

симулятор перегрузок