«Дверь в Зазеркалье»

«Дверь в Зазеркалье»

20.01.2013 Творчество

Лист бумаги покрыт тончайшей вязью, ювелирно переплетенными линиями и узорами. Так, наверно, выглядит волшебный ковер-самолет, описанный в сказках «Тысячи и одной ночи». Узор настолько точен и максимально информационно насыщен, что кажется созданным с помощью передовых компьютерных технологий. Но этот шедевр сотворен вручную – все это рисунки необычного Крымского художника Сергея Филиппова.

Портрет человека, – каким он может быть? Художественных стилей множество: модерн, классицизм, ампир. За многие века портрет прошел путь от схематичных плоских изображений Древнего Египта до великолепной роскоши мастеров времен Ренессанса. Он может быть похож на оригинал или нет – все зависит от художника. А можно ли нарисовать душу? Вряд ли это кому то удавалось. Рисунки Сергея Филиппова – это «портреты» внутреннего мира человека.

Рисовать и пробовать себя в поэзии Сергей начинал с детства. Вначале он не придавал значения своим рисункам. Вдохновение пришло в церкви.

...Семилетний мальчик с восхищением рассматривал высокие своды, расписанные старинными фресками. Два ангела с отрешенными лицами, казалось, взмахнут чернеющими крыльями и взлетят с полукруга каменной арки. В воздухе витал аромат ладана, слышались чистые голоса певчих, звеневших под церковным куполом. Весь собор украшен свежими цветами, кажется, они повсюду: на алтаре, скамьях, у образов святых.

И вдруг – духовное озарение, словно луч света, мелькнул в полутьме.

Это особое, странное, и вместе с тем совершенно ошеломляющее чувство, когда человек узнает свое предназначение. Александр Грин так рассказывал о своем первом литературном опыте: «Это было, как откровение, как первая, шквалом налетевшая любовь. Я затрепетал, поняв, что это то единственное, что сделало бы меня счастливым, то единственное, к чему не зная, должно быть, с детства стремилось все мое существо. – И сразу же испугался: что я представляю из себя, чтобы сметь думать о писательстве? Что я знаю? Недоучка! Босяк! Но... зерно пало в душу и стало расти. Я нашел свое место в жизни».

С тех пор начались поиски. Художник прошел большой путь от первых робких набросков фломастерами, гелевой ручкой и пером до поражающих воображение картин, выполненных в особой технике акриловыми красками.

Все это произошло не сразу. Была в судьбе Сергея и учеба в кулинарном училище, затем служба в Афганистане. Пришлось познать и трудные времена и тяготы войны. На долгое время о творчестве пришлось забыть.

Профессиональное художественное образование Филиппову получить не удалось, зато был дар и огромное желание рисовать, показать людям тот удивительный мир, который он «видит». Когда человек искренне к чему-то стремится, высшие силы приходят ему на помощь и посылают Учителя.

В 2001 году у Сергея произошла судьбоносная встреча – он познакомился с художницей, которая стала «крестной» его картин, вдохновила на создание новых творений и помогла отточить мастерство. Случайно зайдя на выставку-продажу картин, возле Симферопольского «Союза художников», в расположенном рядом сквере, где часто устраиваются уличные выставки «на плэнере», неожиданно для самого себя, Сергей остановился возле рисунков Галины Степановны Беловой. Между ними завязался разговор, и она изъявила желание посмотреть его работы. Приехав в следующий раз в назначенное время, он привёз несколько своих картин известной Крымской художнице. Увидев мозаичные узоры, выполненные тушью и пером, она сразу отметила необычное исполнение и уникальный подход, неповторимую индивидуальность их автора.

Так начались уроки и совершенствование собственного стиля. Художник освоил технику рисования акриловыми красками и его картины расцвели красными, синими, золотистыми оттенками. Они переливаются, словно сверкающие витражи в калейдоскопе, складываясь в сложнейшие узоры.

На данный момент создано более 100 рисунков по оригинальной технологии. Это кропотливый труд, требующий полного уединения и медитативной сосредоточенности, на создание одной работы уходит до трёх месяцев. Большое значение также имеет «настройка» знакописца на человека, чей «портрет» он рисует, на его информационный «канал». Может быть, по этим причинам Галина Степановна стала называть Сергея «явлением» в искусстве.

Потом были выставки. Первая состоялась в 2007 году родном городе художника – Саки. Следом за ней, в 2009 году была открыта экспозиция в доме-музее академика архитектуры А.Н. Бекетова в городе Алушта, в следующем году две выставки в столице АР Крым городе Симферополе. Они все проходили под названием «Мозаика Духа», выражающим, по мнению создателя голографических матриц саму суть его философии и творчества.

Для таких рисунков подойдет не каждый выставочный зал. Необходимо, чтобы освещение, объёмность и атмосфера помещения, его энергетика находились в полной гармонии с картинами. Сергей считает, что особенно уютно его творениям было в доме-музее А.Н. Бекетова и в Симферопольском Этнографическом музее.

Люди, близкие к творческой среде, говорят: «Художник живет в своих картинах». В случае с Мастером – это истинная правда. Он полностью «входит» в картину, словно делая шаг в волшебное Зазеркалье. Там все по-другому: ощущение цвета, прикосновений, запахи и свет. Идет своеобразный «разговор» с красками, подсознание само указывает, какие выбрать цвета. Часто художник использует музыку для более полного погружения в атмосферу творчества.

Вначале создается сетка, основанная на строгой симметрии. На этом «каркасе» и строится сам рисунок. Каждая ячейка с помощью автоматического письма заполняется определенным цветом. Готовую работу автор оценивает, как созданную кем-то другим, каждый раз знакомясь со своим произведением заново.

Сергей уверен – у рисунков своя жизнь, они как семья. Поэтому художник не продает свои картины, чтобы не разлучать их. Для него каждый рисунок – отдельная страница, которая составляет Книгу Жизни.

И такой подход не случаен. В нашем мире все взаимосвязано; сейчас многие ученые склоняются к теории, что Вселенная рождается, действует и умирает как единое живое существо. Все мы – дети неизвестной звезды, взорвавшейся много миллионов лет назад, и каждый из нас на атомно-молекулярном уровне содержит всю информацию о Вселенной, в которой мы живем. Так, и в рисунках Мастера, каждая ячейка узора несет свой определенный смысл, в ней отчетливо видно прошлое духа рисуемого человека. Ячейки – это буквы или символы, из которых складываются предложения. Их нам еще предстоит прочесть.

Все сущее – как гигантская паутина, и все мы вплетены в нее, но не видим целой картины. Что, если бы мы смогли увидеть все? Польза от этого была бы громадной.

«Алиса отворила дверцу: там был вход в узенький коридор, чуть пошире крысиного лаза. Она встала на коленки, заглянула в отверстие – и ахнула: коридор выходил в такой чудесный сад, каких, вы, может и не видывали.

Представляете, как ей захотелось выбраться из мрачного подземелья на волю, погулять среди прохладных фонтанов и клумб с яркими цветами?! Но в узкий лаз не прошла бы даже одна Алисина голова».

В этих необычных мозаичных переплетениях – ключ к этой самой магической двери, за которой скрыт неведомый, прекрасный мир. Но заглянуть в него мы можем пока только одним глазком.

Человеку всегда было любопытно, что же там, за пределами нашей галактики? Так ли мы одиноки во Вселенной? Так хочется встретиться с братьями по разуму, увидеть другие планеты и звезды. И здесь наш враги – расстояние и слабый технический уровень. Строятся мощные радиотелескопы и отправляются в глубокий космос спутники, снабженные посланиями к инопланетным цивилизациям. Но, по самым смелым подсчетам, радиосигнал сможет достигнуть других звезд только через 24 тысячи лет и, столько же времени будет идти обратно. А космические спутники, покинув пределы нашей галактики, обречены скитаться по Вселенной вечно. Жизнь человека коротка. Есть ли у нас шанс дождаться ответа?

Однако, прилагая столько усилий для разработки космической техники, мы часто забываем о самих себе. А ведь человек располагает огромными, непознанными ресурсами. Для человеческой мысли нет преград в виде времени, над ней не властны любые расстояния. Может быть, через рисунки крымского художника нам пытаются сказать что-то важное?

Древние говорили: «Жизнь человека – это цепь бесконечных перерождений». Обычно мы не помним, кем были в прошлой жизни, это дано лишь избранным.

...А эти овощи отправьте на кухню, наш повар такой мастер – на вязанке дров все, что хочешь разварит! И подайте на стол жасминную настойку, только подогрейте как следует. Нельзя подавать гостям холодное вино. Хозяин поместья Симынь отдал распоряжение служанке и ушел, обмахиваясь веером, в беседку к гостям и женам.

Повар тут же принялся за дело: нарезал овощи, добавил чашку соевого соуса, тмина и других пряностей. Не прошло и часа, как кухню заполнил дразнящий аромат. Мастер положил кушанье на блюдо, поставил его в большой короб, туда же поместил тарелки с имбирем и чесноком и велел слуге отнести его в беседку, завешенную газовым пологом. Там, в саду, вертелись водяные колеса и охлаждались в больших чанах сливы и дыни. До самой темноты пировали гости, услаждаясь ароматными кушаньями и прославляя лучшего повара Поднебесной.

Сергей отложил перо и задумался, глядя в окно. Иногда картины из прошлых жизней становились для него настолько яркими и живыми, что их было легко принять за реальность. Погружаясь в свои рисунки, Мастер через своё подсознание мог явственно видеть свои перевоплощения.

Сколько бесчисленных миров существует, сколько нам придется пережить, чтобы завершить свой путь на этой земле?

В древних индийских книгах написано: «Как человек надевает новые одежды, сбросив старые, так и душа принимает новое тело, оставив старое и бесполезное». Но уйдем ли мы окончательно в Свет, или вернемся назад на землю, зависит от нас самих. От того, насколько мы сумели выполнить свое предназначение.

Мастер-каменотес Сандьжай вставил последний изумруд в изящный цветочный орнамент, украшавший усыпальницу любимой жены Шах-Джахана. Потеряв красавицу Мумтаз, падижах стал безутешен. Горе пришло на берега Агры. Правитель пригнал в город тысячи мастеров, приказал привезти лучшие драгоценные камни из Персии, Багдада и далекой снежной России. Сандьжай смотрел, как садится солнце, играя отсветами на белоснежном мраморе усыпальницы. Сегодня он в последний раз видел солнечный свет, ведь всех мастеров ждала казнь, чтобы они никогда не смогли повторить свой шедевр...

Вселенная красива и бесконечна Нам повезло увидеть ее лучшее время, Золотой век. Будущее человечества во многом зависит от того, сумеем ли мы понять, как устроено все, окружающее нас. Может быть, нам поможет в этом Книга Жизни Сергея Филиппова?

Татьяна Большакова, историк

Звезда

Другие статьи направления

Обсудить на форуме

симулятор перегрузок