Запрещенное христианство

Запрещенное христианство

31.07.2011 Эзотерика

Изданный в 2003 году роман Дэна Брауна «Код да Винчи» потряс воображение читателей и вызвал единодушную ярость представителей всех ортодоксальных религий. Тираж книги, переведенной на множество языков, был огромен. Причина такого успеха в том, что впервые незамысловатый детективный сюжет был удачно смешан с одной из самых дерзких теологических теорий, предполагающей, что Иисус был в любовной связи с Марией Магдалиной и у них родились дети, потомки которых здравствуют и поныне.

Каин и жители Содома были не преступниками, а посвященными

Безусловно, идея Дэна Брауна – не более чем красивая фантазия, не подкрепленная никакими историческими свидетельствами. Но, как говорится, дыма без огня не бывает: «запретные евангелия», о которых идет речь в упомянутом романе, действительно существуют. И они меняют представления о Христе и христианстве куда более радикально, чем если бы речь шла всего лишь о тайной династии потомков Иисуса.

Победа истины при Наг-Хаммади

В 1945 году, когда весь мир, ликуя, праздновал победу над фашизмом и окончание Второй мировой войны, в небольшом египетском городке Наг-Хаммади произошло событие, которое поначалу осталось незамеченным. Бедный крестьянин в поисках топлива для своей печи набрел на никем доселе не исследованную пещеру и нашел там погребенную много веков назад библиотеку. Будучи неграмотным, он решил, что это что-то вроде бухгалтерских книг, и успел пустить часть бесценного архива на растопку. Но тут, к счастью, умные соседи посоветовали ему обратиться к знающим людям. Когда ученые увидели находку крестьянина, то потеряли дар речи от изумления – в их руках оказались уникальные рукописи древнейших, давно утерянных евангелий, искаженную информацию о которых доселе можно было по крупицам собрать, анализируя слова тех, кто отрицал сказанное в этих священных текстах. Благодаря случайной находке человечество получило возможность узнать правду о самом раннем этапе развития христианства.

Ересь или первоисточник?

Для большинства современных людей Иисус практически неотделим от церковных представлений и догматов. Сама религиозная догматика представляется большинству из нас чем-то незыблемым. Но совсем иная картина оказывается перед глазами историка или религиоведа. Исторически принятие того или иного догмата определялась не его истинностью и даже не опорой на первоисточники, а актуальной политической необходимостью. А главной «политической необходимостью» для уже институализированной церкви первых веков были, во-первых, создание единого канона, а во-вторых – формирование в глазах власть имущих максимально приемлемого образа себя самой.

Первой серьезной проблемой стал так называемый гностицизм – христианское учение, отрицающее необходимость веры, но утверждающее, что ценность имеет только знание, или гнозис, т. е. личный духовно-мистический опыт переживания высших уровней бытия или Бога. Дискредитация гностицизма стала главной задачей нарождающейся церкви: ведь если каждый человек вместо того, чтобы слепо верить, будет доверять лишь непосредственному опыту взаимодействия с божественным, о каком послушании и покорности паствы может идти речь? Поэтому о гностиках создавалась легенда, где крупицы правды были смешаны с искажением и клеветой.

Согласно господствующему до недавнего времени представлению, гностицизм – это поздняя христианская ересь. Однако находка в Наг-Хаммади всерьез поставила эту позицию под сомнение. Например, видный исследователь гностицизма коптолог Дмитрий Алексеев в своей монографии «Античное христианство» весьма убедительно доказывает, что именно гностический вариант христианства и был первоначальным. Поэтому современные гностики даже отказываются от самого слова «гностицизм» и называют себя просто «добрыми христианами». Тем самым они подчеркивают, что обнаруженные в Наг-Хаммади евангелия воплощают в себе основы единственного подлинного христианства.

Впрочем, с точки зрения автора, термин «гностицизм» нисколько не дискредитирует учение, но наоборот – прекрасно вычленяет главную идею его послания.

Учение запрещенного христианства

Центральным посланием гностических евангелий является идея обретения богоподобия. Гнозис – это не интеллектуальное познание концепций и догматов учения, а интуитивно-мистическое постижение божественной реальности, прямой контакт с высшим источником, который делает человека подобным богу. Эта идея проскальзывает даже в каноническом «Евангелии от Иоанна», где Иисус говорит людям, собравшимся его слушать: «Вы боги» (Ин. 10: 34). Гностические евангелия еще более откровенны на этот счет. Так, в «Евангелии от Филиппа» говорится, что получивший для себя «помазание святого духа» уже «не христианин, но Христос», после чего уточняется, что «Сын (божий) приобретает себе братьев, а не сыновей». А в «Евангелии от Фомы», тексте, по мнению многих современных ученых и являющемся первоисточником, по частичным цитатам из которого были написаны три синоптических евангелия, очень четко обозначается направление движения истинного гностика: «Если те, которые ведут вас, говорят вам: Смотрите, Царствие в небе! – тогда птицы небесные опередят вас. Если они говорят вам, что оно – в море, тогда рыбы опередят вас. Но Царствие внутри вас». Таким образом, только самопознание есть путь к богу! Все остальное лишь приносит вред душе.

Гностическое наследие радикально меняет ортодоксальное представление о связи Ветхого и Нового завета. Для гностиков ветхозаветный бог – это всего лишь несчастный и слепой демиург, к которому Иисус не имеет никакого отношения и власть которого Иисус пришел разрушить силой неведомого Бога. Поэтому для гностика многие привычные смыслы Ветхого завета естественным образом переворачивались – добрый бог оказывался слепым тираном, не имеющим отношения к истинному Богу, змей-искуситель – змеем-искупителем и первым воплощением Христа, а ветхозаветные злодеи – от Каина до содомян – истинными посвященными неведомого Бога.

Обо всех религиозных предписаниях типа постов, ритуалов или жертвованиях милостыни гностический Христос говорил: «Не лгите, и не делайте то, что ненавидите». Так что распространенное и наивное представление о «боге на небесах», которое стало причиной разочарования в религии многих людей, было отвергнуто еще самим Иисусом. Сенсационная правда в том, что гностики, то есть первые христиане, считали, что истинный бог, который и посылает Христа, сокрыт и удален.

Гностицизм и женское начало

Дэн Браун все же не так далек от истины. Так, в «Евангелии от Филиппа», которое, собственно, и цитирует Браун, есть следующий текст: «Господь любил Марию более всех учеников, и он лобзал ее уста. Остальные ученики, видя его любящим Марию, сказали ему: Почему ты любишь ее более всех нас? Спаситель ответил им, он сказал им: Почему не люблю я вас, как ее?» Конечно, каждый имеет право трактовать этот отрывок как считает нужным, но эротический подтекст и сопутствующая ему ирония Спасителя над недалеким патриархальным мышлением – вполне допустимое толкование.

Стих 32 «Евангелия от Филиппа» гласит: «Трое шли с Господом все время. Мария, его мать, и ее сестра, и Магдалина, та, которую называли его спутницей». Шок, который вызвала эта строка у первых читателей, вполне понятен, ведь слово, используемое в оригинале, является эвфемизмом слова «любовница». Несмотря на утрату этого текста еще в первых веках, память о нем еще долго жила в некоторых уголках христианского мира. Выдающийся исследователь Линн Пикнетт в своей книге «Тайная история Люцифера» приводит поразительный факт – во время средневекового крестового похода целая деревня приняла мученическую смерть, не желая отрекаться от убеждения, что Магдалина была любимой ученицей и любовницей Иисуса.

Для гностиков женское начало, будь то его земное воплощение – Магдалина, или небесное – София, было священно. Только в гностическом христианстве женщина имела право принимать дьяконский и пастырский чин и участвовать во всех делах управления наравне с мужчинами. Повлияло это и на отношение к женщине в повседневной жизни. Именно гностики были первыми, кто фактически разграничил гендер и пол! Они считали, что необходимо преодолеть гендерные стереотипы, согласно которым мужчина должен быть воинственным, грубым и ксенофобичным мачо, подавляющим свои чувства, а женщина – истеричной, капризной и гиперэмоциональной самкой.

Ортодоксия тщетно пыталась уничтожить завоевания гностического христианства, но не смогла. Первым сочинением легендарного мага эпохи Ренессанса Агриппы Неттесгеймского, считавшегося самым опасным черным магом Средневековья, была «речь о достоинстве женщины», в котором он доказывал высшее и сакральное превосходство женского начала над мужским. Да только ли он! Культ куртуазной любви трубадуров и мифология Грааля, тайные общества и алхимические лаборатории, поэзия Серебряного века и психология Юнга – все они несли в себе след изначального гностического послания, которое точно феникс возрождалось из пепла в душах избранных.

Что почитать?

Всем, кому интересна гностическая философия, теология и этика, мы рекомендуем следующий круг чтения.

● Основными и наиболее древними источниками являются следующие тексты – «Евангелие от Фомы», «Евангелие от Филиппа», «Гром – совершенный ум» и «Евангелие истины».

● Пожалуй, самые лучшие исследования по гностицизму пишет епископ гностической церкви Стефан Хеллер. Такие его книги как «Гностицизм», «Юнг и потерянные евангелия», «Гностический катезизис» на Западе выходят многотысячными тиражами, а в России переводы доступны только в Интернете.

● Более сложный, но и более академический источник – это книга Ганса Йонаса «Гностицизм», которая была издана в начале 90-х, мгновенно разлетелась и с тех пор не переиздавалась.

● Существуют и психологические интерпретации гностицизма. Так, Карл Юнг посвящает гностическому пониманию Христа целое исследование под названием «A ION », однако это очень сложный труд, который невозможно воспринять без предварительной подготовки.

Автор статьи : Олег Телемский.

Другие статьи направления

Обсудить на форуме

симулятор перегрузок