Андрей Соколов - путь одинокого странника

Андрей Соколов - путь одинокого странника

21.04.2011 Личностный рост

Имя этого человека известно даже тем, кто не слишком интересуется кино и театром. О нем услышали еще 20 с лишним лет назад. Именно тогда, в 1988 году вышел на киноэкраны фильм, потрясший советскую общественность, уверенную что «у нас секса нет» – «Маленькая Вера». Андрей Соколов, сыгравший там одну из главных ролей, сразу же оказался «на виду» и «на слуху» у зрителей. А совсем недавно Андрей Соколов дебютировал как режиссер и представил на суд общественности свое детище под загадочным названием «Артефакт». Для нашей беседы выделено маленькое окошко в жесточайшем графике. Обаяние Андрея чувствуется даже в полумраке небольшой гримерной, где и происходит наш разговор. Одни называют его плейбоем, другие – просветленным. А однажды он сказал, что до сих пор иногда ощущает себя ребенком. С вопроса о детстве и начинается разговор.

Беседовала Елена Борисова

Для нашей беседы выделено маленькое окошко в жесточайшем графике. Обаяние Андрея чувствуется даже в полумраке небольшой гримерной, где и происходит наш разговор. Одни называют его плейбоем, другие – просветленным. А однажды он сказал, что до сих пор иногда ощущает себя ребенком. С вопроса о детстве и начинается разговор.

- Андрей, были ли в вашем детстве любимые кинофильмы, те, которые особенно потрясли?

- Чего-то особенно запомнившегося, так сказать, «фильма на всю жизнь» - не было. Я смотрел то же, что и мои ровесники – «Тимура и его команду», мультфильмы «Крокодил Гена», «Ну, погоди!». Список любимых детских книг тоже не отличается особой оригинальностью – читал «Академию Пана Кляксы», «Швамбранию».

Просто с детства во мне росло понимание того факта, что происходящее  на сцене или на экране – необыкновенно близко мне. Что это мое, родное, понятное… Причем в моей семье никого не было не только из актерской среды, но и вообще из сфер искусства. Разве что, дед – он был трубачом.

- А когда решили перейти со зрительской стороны экрана непосредственно на «место действия»?

- Не могу сказать, что была определенная дата – день и час, когда я принял это решение, но далось оно мне нелегко: когда настало время выбора по окончании школы – куда пойти учиться, у меня не хватило смелости следовать своим истинным желаниям. Поэтому после школы я поступил в МАТИ и только в процессе учебы стал понимать, что вряд ли когда-либо в жизни буду заниматься химией полимеров. Очень хотелось все это бросить!

Родители мне никогда ничего не запрещали – лишь мягко корректировали. Но по поводу ВУЗа было заключено «джентльменское соглашение»: «Сначала закончи  МАТИ – потом, на все четыре стороны».

Поэтому я все-таки получил диплом инженера-механика. Между тем, «тяга к подмосткам» не оставляла меня в покое. Один из моих товарищей, знавший о моем стремлении к сцене, сказал, что если есть возможность, то надо хотя бы попробовать. «Не поступишь -  ну и ладно, а пройдешь – здорово. В любом случае, ты никогда не будешь жалеть, что так и не попытался». 

- Наверное, это было незабываемое ощущение – увидеть себя в списках студентов Щукинского училища»…

- Это был восторг! Эйфория от сбывшейся мечты. Я прекрасно помню свое вдруг появившееся страстное желание учиться, оно было написано у меня на лице. Когда я вспоминаю себя тогдашнего, то думаю, что меня проще было взять меня на курс, чем объяснить, что не прошел. Этот заряд – он просто не мог «уйти в ничто». Впрочем, поступить мало – надо было еще работать. Учился я жадно – приходил  «Щуку»  к 8 утра, уходил около часа ночи, к закрытию метро. Если в первом ВУЗе я больше отдыхал – то в Щукинском приходилось пахать.

- Однако «Щука» - не последний из ваших университетов. Даже осуществив свою мечту, вы не прекратили учиться: к примеру, получили лингвистическое образование в Институте иностранных языков…  Для чего вам это было нужно?

-  Любое полученное знание, так или иначе, помогало мне в жизни. После обучения в Институте иностранных языков я получил право преподавать английский язык в школах,   средних технических учебных заведениях и нелингвистических ВУЗах. Конечно, этим правом я никогда не пользовался. Мне просто было интересно читать английские книги в оригинале, без посредника-переводчика.

- А хватает времени на чтение сейчас?

- Я не слишком хорошо знаю современную литературу. Предпочитаю читать классиков – того же Кена Кизи, известного широкой публике в основном по роману «Пролетая над гнездом кукушки». Как известно, у него было много «сателлитов», но «спутники» по определению мельче «небесного тела», на орбите которого существуют. Что касается времени – нет, его категорически не хватает. Сейчас я полностью погружен в профессию.

 - При нехватке времени обычно составляют очень жесткий график… Вы предпочитаете планировать свою жизнь, или вы человек спонтанных решений?

- Стараюсь планировать. Но всегда стараюсь оставить допуск «на случай чего-нибудь»: ведь обстоятельства могут измениться в любую минуту, и к этому нужно быть готовым.

- Обстоятельства порой бывают сильнее нас, а в актерской среде – тем более… Что вы делаете в случаях, когда, даже приложив колоссальные усилия, все равно не получаете желаемого результата? Гнете свою линию до конца или предпочитаете расценивать неудачу как знак судьбы?

- Поначалу, конечно, упорно гнул свое. А набивая шишки, понимая, что все разваливается и идет в минус, прекращал борьбу. Но все равно никогда не жалел о затраченной энергии – это некий опыт, который пригодиться в будущем. Времени вот только жалко – жизнь не бесконечна. А если бы можно было жить вечно – можно было бы и учиться на своих ошибках всю жизнь… Только, к сожалению, я не могу позволить себе такую роскошь.

- Кстати, об учебе. Режиссерская образование, а потом и режиссура – эволюционно-новый виток вашего пути? Или она была закономерным продолжением?

- Наверное, это закономерный виток. Мне всегда нравилось что-то делать самому - даже на стадии ученичества, когда мы готовили различные отрывки. Когда я закончил Высшие режиссерские курсы, мои желания совпали с возможностями… и это здорово! Однако дело вот в чем: у меня есть в плане некоторый проект – но жалко замыкаться на нем, потому что поступают очень интересные актерские предложения. Я отдаю себе отчет, что сижу на двух стульях. Понимаю, что режиссура интереснее, но я еще не совсем наигрался. Вот и пытаюсь объять необъятное.

- Как и многие из творческих людей, вы предпочитаете не говорить о задуманных, но пока не осуществленных  работах. Вы верите в приметы?

- Да, хоть это иногда и немного смешно.

- В народные или в собственные?

- И в те, и в другие. Например, я давно заметил, что накануне театральной премьеры у меня обязательно повышается температура. Но потом, когда входишь в процесс, все уже идет своим чередом. Откуда это, не знаю, но уже перестал беспокоиться по этому поводу.

Что касается народных примет – это ведь тоже опыт, накопленный человечеством, а опыт нужно учитывать, лишним он не бывает. Все эти черные кошки, пятаки под пятки перед экзаменом –  все это не просто так… Во всяком случае, плохого от этого нет.

- Народный опыт порою гласит, что деньги препятствуют развитию «дара», духовному росту. Существуют и прямо противоположные суждения. Что думаете об этом вы?

- Здесь нужно различать собственно духовное развитие и понятие образования как такового. Если мы говорим о духовности, о том, что связано с внутренним миром, с верой – то это одно. А если это больше связано со знаниями, как таковыми, то здесь деньги нужны. Если человек занят исключительно тем, что добывает хлеб насущный, трудно говорить о каком-то личностном росте. Я много езжу по стране, и считаю, что то, что творится во многих ее уголках – это катастрофа. Люди заняты «борьбой за существование». У них просто не хватает сил на то, чтобы развиваться, ведь любое развитие – это тоже работа. Хотелось бы также сказать - чтобы начать духовно расти, нужны не только время, не только деньги, но и чтобы кто-то подтолкнул в этом направлении, хотя бы просто посоветовал, какие книги читать. Нужен лидер, за которым хочется идти, чьему примеру следовать. В детстве это может быть семья, родители… В более зрелом возрасте мы сами выбираем какие-то знаковые для нас личности, чьи рекомендации имеют вес.

- А вы? Чьи рекомендации имеют значение для вас?

- Людей, искренне верящих в то, что они говорят. Искренность очень важна для меня, и слова, сказанные от сердца, могут в плане развития дать даже больше, чем выверенная, но бездушная система знаний.

- К слову, о «фигурах влияния»… В одном из своих интервью вы сказали, что вам очень близка роль Александра Македонского. А какую роль вы предпочитаете играть в жизни?

- Македонский мне близок по вольности своей, по желанию и возможности жить в полную силу. Со временем каждый из нас учится компромиссам со своими юношескими желаниями. А он – чем выше поднимался, тем больше его желания и возможности совпадали. Что касается жизненной роли, то я, скорее, одинокий странник… Как и практически каждый из нас, на самом деле…

- Странник? Вы любите путешествовать?

- Да, очень. Для меня это неотъемлемая часть жизни.

- Если бы вам предоставили портал, ведущий в любое время и место, куда бы вы отправились?

- Куда-нибудь, где Золотой Век, где ничего не нужно делать и можно просто отдыхать…

 - На любом пути нужно остановиться и иногда отдохнуть. Как вы отдыхаете, расслабляетесь?

- Уезжаю за город. Отдых на природе – самый оптимальный. Как всегда, главная моя проблема – нехватка времени. Если его мало на активный отдых, то можно просто некоторое время побыть в лесу, я получаю колоссальное удовольствие от этого. Если времени нет совсем – можно лечь на пол и расслабиться на полчаса…

 - Скажите, что такое для вас счастье – какое-то конечное состояние или путь?

- Счастье – это миг, к которому все время стремишься. И когда ты ощущаешь это чувство эйфории, когда ты беззаботен и у тебя раскрыта душа – ты понимаешь: «Вот оно, счастье»…. Но такое состояние можно позволить себе не надолго… Потом это пронзительное ощущение уходит – и ты снова гонишься за ним, и догоняешь на каком-то витке.

- Последний вопрос – было время, когда люди придумывали себе лаконичные девизы, отражающие их жизненную позицию. Какое бы высказывание выбрали вы?

- То, что было на кольце царя Соломона. «И это тоже пройдет».

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Инфо

Андрей Алексеевич  Соколов родился в 1962 году в Москве. В 1986 году окончил Московский авиационно-технологический институт и сразу поступил в Театральное училище им. Б. В.  Щукина,  которое закончил в 1990 году.

Дебютировал на киноэкране в 1987 году, в картине В. Макарова «Она с метлой, он в черной шляпе». С 1990 года - актер театра «Ленком» и  «Театра Луны».  
В 1997 году окончил Высшие курсы режиссеров и сценаристов. После окончания    поставил спектакль «Койка» по пьесе А. Яхонтова.

Актерская фильмография Андрея Соколова насчитывает почти 60 фильмов и сериалов. В 2005 году – Соколову присвоено звание Народного Артиста России. Другие награды: орден  Святой Анны III степени (2000), золотой орден им Ф.Н. Плевако (2002), золотой орден «Служение искусству» и статуэтка «Добрый Ангел» (2007).



«Чтобы  начать духовно расти, нужно не только время, не только деньги, то и чтобы кто-то подтолкнул в этом направлении, хотя бы просто посоветовал, какие книги читать».

 

«Я отдаю себе отчет, что сижу на двух стульях. Понимаю, что режиссура интереснее, но я еще не совсем наигрался».

 

«Я много езжу по стране, и считаю, что то, что творится во многих ее уголках – это катастрофа. Люди в основном заняты «борьбой за существование». У них просто не хватает сил на то, чтобы развиваться, ведь любое развитие – это тоже работа».

 

«Счастье – это миг, к которому все время стремишься».

Другие статьи направления

Обсудить на форуме

симулятор перегрузок